Дети с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации).
с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием).
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
с задержкой психического развития (ЗПР).
с расстройствами аутистического спектра (РАС).
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (УО).
с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
На 01.05.2024 года детский сад посещают 6 детей с ОВЗ, с расстройством аутистического спектра (РАС) - 1 ребенок, с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) - 3 ребенка, с задержкой психического развития (ЗПР) - 3 ребенка, с умственной отсталостью (УО) - 1 ребенок, из них 4 ребенка инвалида. Инвалидность в целом по детскому саду у семерых детей.
Виды коррекционно-образовательной работы и ее содержание в нашем детском саду определяются адаптированной образовательной программой дошкольного образования, которая разрабатывается на основании заключения ПМПК.
Взаимодействие специалистов в процессе коррекционной работы
Коррекционную работу реализуют: учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, тьютор.
В адаптированной программе представлены направления и содержание работы всех педагогов и специалистов, оказывающих поддержку ребенку с ОВЗ.
Доступная среда
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Образовательную организацию не посещают дети с ОВЗ, дети-инвалиды с тяжелыми видами заболеваний и психических расстройств, а также нуждающиеся в длительном лечении, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей), обучение по образовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях дистанционно.
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, для детей-инвалидов необходимы условия, связанные с материально-техническим обеспечением образовательной деятельности, охраной здоровья:
- специально оборудованные учебные кабинеты – нет;
- объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет;
- библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет;
- объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет;
- средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет;
- обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации – да;
- специальные условия питания – нет;
- специальные условия охраны здоровья – нет;
- доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет;
- электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – нет;
- наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования – нет;
- наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат – нет;
- количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет
Приказ о назначении ответственных лиц за сопровождению инвалидов
Договор на оказание услуг сурдопереводчика.
Договор аренды на инвалидную коляску.